Веденные в строй в Китае в 2019–2020 годах новые гигантские НПЗ становятся все более значимым фактором глобального спроса на нефть
Веденные в строй в Китае в 2019–2020 годах новые гигантские НПЗ, интегрированные с нефтехимическими производствами, становятся все более значимым фактором глобального спроса на нефть, констатировали участники международной виртуальной конференции Argus Crude Live. Сможет ли китайская нефтепереработка и дальше поглощать избыточные объемы сырья из самых разных регионов, покажет текущий год, но в любом случае у Китая в этой сфере гораздо больше возможностей для маневра, чем у НПЗ ряда других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
По оценкам независимого ценового агентства Argus, за последние пять лет Китай увеличил нефтеперерабатывающие мощности примерно на 2,7 млн баррелей.
Трансформации китайской нефтепереработки в последние годы включали частичную либерализацию импорта нефти в 2016 году, расширение сектора независимых НПЗ и недавнее появление крупных частных предприятий, ориентированных на нефтехимию. Среди них — компания Hengli Petrochemical с производственными мощностями 400 тысяч баррелей в сутки, управляющая НПЗ Changxing в Даляне, и введенный в строй в прошлом году в провинции Чжэцзян завод ZPC компании Rongsheng производительностью 400 тысяч баррелей в сутки с перспективой удвоения. И это далеко не предел: к 2025 году ожидается ввод в строй новых мощностей с совокупным объемом переработки 1,7 млн баррелей в сутки. В августе этого года, например, планируется запуск НПЗ Shenghong Petrochemical в провинции Цзянсу мощностью 320 тысяч баррелей в сутки.
Именно это расширение производства китайских НПЗ в совокупности с ценовыми механизмами, которые гарантируют маржу нефтепереработчиков на внутреннем рынке КНР, помогло поддержать мировой спрос и цены на нефть на ранних этапах пандемии Covid-19 в прошлом году, отметили участники конференции Argus (посвященные Китаю дискуссии проходили в соответствии с правилами британского аналитического центра Chatham House, которые не позволяют СМИ идентифицировать участников). Наращивание мощностей в Китае предопределило как рост внутреннего спроса на транспортное топливо, так и увеличение объемов экспорта на близлежащие рынки.
Поэтому в текущих рыночных условиях под угрозой закрытия могут оказаться НПЗ в таких странах, как Австралия, Новая Зеландия и Филиппины, с совокупными объемами переработки более 500 тысяч баррелей в сутки. Следовательно, расширение перерабатывающих мощностей в Азиатско-Тихоокеанском регионе должно быть сосредоточено на удовлетворении спроса со стороны нефтехимии, поскольку замедление в топливном сегменте и конкуренция со стороны Китая оказывают давление на маржу НПЗ, считают участники конференции. Но в самом Китае значительная часть новых мощностей уже и так ориентирована на производство нефтехимического сырья. Открытие новых НПЗ совпало с очередным кризисом на мировом рынке нефти, и после того, как спрос на топливо в условиях коронавирусных ограничений упал, переработчикам пришлось прилагать все усилия, чтобы нарастить долю растущего рынка нефтехимического сырья.
Проблема нарастающего избытка перерабатывающих мощностей, скорее всего, будет решаться за счет закрытия устаревших независимых НПЗ (так называемых «самоваров»), которые расположены в основном в приморской провинции Шаньдун к юго-востоку от Пекина.
Китайское правительство уже дало понять, что в этом году в приоритете окажутся крупные частные НПЗ именно им достанутся основные квоты на импорт нефти в 2021 году.
Но сейчас именно независимые производители, на долю которых в прошлом году пришлась почти треть от совокупного импорта нефти в Китай, или около 3 млн баррелей в сутки, обеспечивают диверсификацию поставок. Как отметили участники конференции, раньше независимые переработчики отдавали предпочтение российской смеси ВСТО и нефти с Ближнего Востока, однако из-за прошлогоднего падения цен спектр поставщиков сильно увеличился. Теперь в Шаньдун активно поступают такие сорта нефти, как бразильский Tupi (500 тысяч баррелей в сутки) или норвежский Johan Sverdrup (200-400 тысяч баррелей в сутки), а также североморская нефть Flotta Gold, которая нечасто встречается даже на спотовом рынке в северо-западной Европе.
Кроме того, независимые китайские НПЗ, о предстоящем закрытии которых в последнее время немало говорится, как правило, работают с относительно низким коэффициентом загрузки, и это ограничит влияние возможной консолидации активов на общий спрос на нефть в Китае. А поскольку приоритет китайских властей состоит в том, чтобы одновременно избегать нехватки топлива на внутреннем рынке, даже за счет избыточного предложения, и одновременно увеличивать экспорт, под угрозой опять же оказывается маржа переработчиков в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
В текущем году спрос на нефть в Китае, скорее всего, не будет расти такими же темпами, как в 2020 году, когда он увеличился на 11%, отметили участники конференции Argus. Тем более, что в стране вновь отмечены вспышки коронавируса: в декабре в северной провинции Хэбэй было зарегистрировано более 600 случаев, что привело к локдаунам в некоторых городах.
«Подход Китая к сдерживанию распространения коронавируса путем блокирования целых городов доказал свою эффективность, но в то же время серьезно ударил по спросу на нефть, — отметил один из спикеров. — В этом квартале, скорее всего, произойдет сокращение спроса. Китайские компании традиционно покупают нефть в преддверии лунного нового года с поставками в марте–апреле. Но сейчас возможности для этого ограничены из-за высоких объемов импорта в начале года, в особенности в провинции Шаньдун. В результате у НПЗ появится много неиспользуемых резервов, и это окажет влияние на спрос на нефть в стране в течение всего года».
Китайская нефтепереработка пока не страдает от мегаломании. «OilCapital.ru». 29 января 2021
0
Поделиться.