Экономический эффект от внедрения комплексной автоматизированной системы ОАО «Полоцк-Стекловолокно» начало получать уже на этапе реализации проекта.
На сегодня с внедрением IT-решения на предприятии создано единое информационное пространство для автоматизации всех направлений деятельности, обеспечена сквозная прослеживаемость движений товарно-материальных ценностей в разрезе партий, а информация поступает и обрабатывается в режиме реального времени.
— Вопросы повышения операционной эффективности и оптимизации затрат — это один из приоритетов укрепления экономической безопасности нашего государства, — подчеркивает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина. — В условиях глобальных изменений, которые происходят в мировой экономике, оставаться конкурентоспособными можно только при максимальном задействовании внутренних резервов и, в первую очередь, оптимизации затрат. Один из элементов данного процесса — организация прослеживаемости товарно-материальных ценностей, и на всех промышленных предприятиях нашего профиля он должен пройти цифровую трансформацию.На примере ОАО «Полоцк-Стекловолокно» представители финансово-бухгалтерских служб предприятий нефтехимической отрасли изучили практический опыт учета движения ТМЦ и применения его результатов при принятии управленческих решений. Это второй подобный семинар на базе данного предприятия. Первый проходил в ноябре 2018-го, когда «Полоцк-Стекловолокно» демонстрировало предварительные итоги эксплуатации внедряемой здесь системы автоматизации и делилось перспективами. Цель проекта — получение достоверных данных о плановом и фактическом маржинальном доходе от каждой номенклатуры производимой и отгружаемой продукции — здесь уже достигнута.Решение о внедрении комплексной автоматизации на предприятии принято в 2015 году. К этому подтолкнул ряд факторов. Во-первых, в ОАО «Полоцк-Стекловолокно» не было прозрачного оперативно-технического учета в производстве. Во-вторых, отсутствие единой автоматизированной информационной системы данных не позволяло своевременно принимать управленческие решения для повышения эффективности бизнеса в целом. Сам процесс комплексной автоматизации на базе «1С: Предприятие» начался во втором полугодии 2016 года. На первом этапе была внедрена система автоматизированного учета прослеживаемости движения сырья, материалов и полуфабрикатов в производстве в разрезе партий с применением средств их идентификации, а также учета реализации готовой продукции. На втором — автоматизированы остальные бизнес-процессы: заработной платы, бухгалтерского и управленческого учета, планирования, ресурсообеспечения. Именно такая очередность этапов — производство и только потом бухучет и планирование — обусловлена тем, что сведения, которыми оперируют бухгалтеры и экономисты, «рождаются» из первичных данных оперативно-технического учета. В случае отсутствия прозрачности и достоверности данных оперативно-технического учета искажаются и данные «верхнего уровня». Поэтому, чтобы получать объективную информацию для принятия управленческих решений, в первую очередь необходима была основа. Таким образом и создавалась единая система управления ресурсами предприятия, так называемая ERP-система.— Полностью проект был завершен в марте 2020 года, — рассказывает генеральный директор ОАО «Полоцк-Стекловолокно» Роман Близнёв. — Мы прошли сложный путь, в процессе которого не раз пришлось уточнять состав задач. Но благодаря профессионализму компании «Юкола-Инфо Брест», которая выступала подрядчиком в данном проекте, а также настойчивости и целеустремленности наших специалистов цель достигнута.Комплексная автоматизация в ОАО «Полоцк-Стекловолокно» позволила наладить контроль за процессом возникновения и движения продукции внутри производства по фактическому весу в реальном времени в привязке к конкретной точке учета, оборудованию, исполнителю и, как следствие, сократить количество отходов, а также выработку некачественной продукции. Кроме того, на предприятии организован план-фактный анализ фактических и нормативных потерь, повышены достоверность бухгалтерского учета, анализа и эффективность планирования, а за счет прозрачности информации увеличена производительность труда. Также благодаря системе появилась возможность выявлять и минимизировать случаи недовеса поступающих сырьевых материалов. А с момента запуска «1С: Электронный документооборот» в промышленную эксплуатацию в ОАО «Полоцк-Стекловолокно» значительно сократился объем бумажного документооборота.В ходе семинара его участникам была продемонстрирована работа системы прослеживаемости движения ТМЦ непосредственно в производственных цехах. Визуализацию проекта им представили в виде PowerPoint презентации. Обсуждение увиденного и обмен мнениями происходили за круглым столом.
— Для нас автоматизация важна тем, что она позволяет повысить эффективность работы предприятия, и к тому же ее можно посчитать, — говорит Роман Близнёв. — Но система должна развиваться, нам необходимо выйти на расчет каждой конкретной сделки в реальном режиме времени: видеть фактические затраты на электричество и газ на единице оборудования, видеть реальную фактическую себестоимость единицы продукции, чтобы в итоге отказаться от ассортиментов, которые тянут вниз.Таким образом, дальнейшее развитие автоматизации в ОАО «Полоцк-Стекловолокно» пойдет по пути автоматизации систем управления технологическими процессами на основе передовых технологий — так называемых MES-систем. Ожидается, что внедрение данных решений позволит улучшить результативность управления техпроцессами на всех переделах, минимизировать простои оборудования и увеличить выпуск готовой продукции. Тем временем эстафета от ОАО «Полоцк-Стекловолокно» перешла к ОАО «Белшина», где единая комплексная автоматизированная система на базе «1С: Предприятие» внедряется в настоящее время. Рабочая группа по реализации этого проекта создана в мае 2020 года: от специалистов требовалось проанализировать основные бизнес-процессы предприятия и принять решение о концепции будущей системы. Кроме того, на «Белшине» разработана и утверждена дорожная карта с указанием сроков выполнения каждого мероприятия, которая находится на контроле у концерна «Белнефтехим». На сегодня известно, что на этом предприятии процесс внедрения единой комплексной автоматизированной системы разбит на три этапа. Подготовительная стадия завершена, реализуется первый этап, который включает такие подсистемы, как «Управление запасами», «Управление закупками», «Управление продажами», «Сводный бухгалтерский учет», «Планирование и расчет себестоимости», «План-факторный анализ».Предполагается, что первые результаты — снижение показателя материалоемкости производства, повышение эффективности закупочной деятельности и системы продаж, получение возможности ускорить принятие управленческих решений, основанных на фактических данных, а не на нормативных значениях, — предприятие ощутит уже в процессе внедрения единой комплексной автоматизированной системы. Более того, система прослеживаемости на производстве в совокупности с уже внедренной схемой маркировки готовых шин позволит повысить прозрачность оперативно-технического учета, снизить потери от брака и усилить исполнительскую дисциплину на всех технологических переделах.Полностью завершить проект «Белшина» планирует до конца 2023 года.— Руководителям остальных организаций необходимо определить конкретные планы по автоматизации процесса прослеживаемости товаров. Для этих целей будем изыскивать финансовые и трудовые ресурсы, — подытоживает Светлана Гурина.
Как нажатием кнопки планировать ресурсы предприятия. «Портал Нефтехимия (Беларусь)». 22 декабря 2021
0
Поделиться.