Нефтегазодобыча проблему импортозамещения решила, а переработка и СПГ — нет
Какие проблемы с импортозамещением в российской энергетике близки разрешению, а где еще нужно долго работать и неясно, когда будет результат, рассказал эксперт Марцинкевич
Вице-премьер РФ Александр Новак подписал соглашение о намерениях с компанией НОВАТЭК в целях развития направления «Оборудование для производства сжиженного природного газа». Правительство России своим распоряжением от 1 апреля 2024 г. № 775-р одобрило его заключение.
В таком соглашении предусмотрена дорожная карта до 2030 года, которая должна быть утверждена Минпромторгом РФ совместно с Минэнерго РФ и НОВАТЭКом. Суть документа — заинтересованные организации должны обеспечить софинансирование дорожной карты не меньше, чем федеральный бюджет.
Если вкратце, то правительство берет на себя обязательства по устранению административных барьеров, созданию благоприятного (если нужно экспериментального) правового режима, налоговое стимулирование и финопомощь в виде бюджетных инвестиций. НОВАТЭК должен позаботиться о привлечении различных организаций к разработкам и исследованиям, а также их координации с властями РФ.
Надо признать, обеспечение автономности от иностранных партнеров отрасли по производству СПГ в России уже давно назрело. После ухода важнейших для нефтегаза РФ иностранных инжиниринговых компаний, включая немецкую Linde и французскую GTT, производство СПГ, как и его транспортировка, отчаянно нуждается в замене, которой пока что в должной мере нет. Когда и как РФ может обеспечить альтернативу в этой отрасли, и как обстоят дела с импортозамещением в нефтепереработке и добыче газа, нефти?
Нефтегазовая независимость — задача непростая
Немецкая Linde объявила об остановке все своих проектов еще весной 2022-го. На протяжении 2023-го она последовательно рвала связи, начиная с июня:
вышла из проекта «Газпрома» в Усть-Луге по строительству комплекса по переработке и сжижению природного газа «Балтийский СПГ»;
покинула проект «Северстали» по производству теплообменников для газовой отрасли;
вышла из проекта Амурского газохимического комплекса СИБУРа;
расторгла контракт «РусХимАльянсом» (в Ленобласти);
ушла из проекта «Арктик СПГ 2″НОВАТЭКа.
В связи с этим Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области даже принял к производству исковое заявление «Русхимальянса», который выступает оператором проекта строительства комплекса по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, к германской Linde на 105,5 млрд рублей и назначил судебное заседание на 13 июня.
Все это, безусловно, вполне логично, ведь немецкая компания своими действиями нанесла ущерб проектам, в которых состояла. Но одной лишь компенсацией отсутствие технологий и оборудования не решить.
С французской GTT, не считая компенсаций и судебных разбирательств, история похожая. После санкционных пакетов ЕС №8 и 9 (оказывать инжиниринговые услуги российским компаниям) в GTT в начале января разорвали контракт с российским судостроителем «Звезда», который предусматривал строительство 15 газовозов ледокольного класса. Альтернативы технологиям и готовой продукции GTT на рынке нет, причем не только на российском, но и на мировом. Это компания — мировой лидер по производству мембранных контейнерных систем.
Авария в начале 2024-го на НПЗ в Кстово (Нижегородская область) обнажила еще одну проблему импортозамещения в нефтегазе, а точнее в нефтепереработке — ее зависимость от иностранного оборудования.
В январе 2024-го, когда произошла поломка на Нижегородском НПЗ, Минпромторг заявил, что «российские машиностроительные предприятия в состоянии изготовить оборудование, аналогичное тому, которое вышло из строя». Однако в марте Александр Новак сообщил, что замена оборудования займет несколько месяцев.
Все это вовсе не значит, что импортозамещение в стране полностью провалилось. Россия все также ведет добычу нефти и газа (несмотря на санкции), производит топливо (даже в условиях постоянных налетов БПЛА) и экспортирует весьма внушительные объемы за СПГ (даже Европа за 2023 год нарастила поставки российского СПГ на 3%, до 12,7 млрд куб.).
Где импортозамещение удалось, а где работы еще целый вагон?
В беседе с «НиК» главный редактор geoenergetics.info Борис Марцинкевич напомнил, что после ухода GTT было поручение премьер-министра Михаила Мишустина в адрес Минпромторга и «Росатома» о том, чтобы они занялись разработкой отечественной криогенной технологии. Учитывая, что сейчас нет информации в открытом доступе о том, каких успехов удалось добиться, крайне трудно предсказать, на каком этапе сейчас ведется работа.
«Технология GTT герметизации Mark III (испарение из резервуара всего 0,8% в сутки) действительно хороша. Правда, есть один нюанс — такую конструкцию нужно создавать одновременно с корпусом самого судна.
Но есть и преимущество алюминиевых изделий. Композитные материалы в теории могут дать такие же характеристики, что и технологическое решение французской компании. Причем их можно делать отдельно от судна, что упрощает работу. Но сколько времени нужно, чтобы завершилась разработка такой технологии, неизвестно. Тем более что ничего не слышно про создание и работу соответствующих этой задаче НИОКРов», — рассказал эксперт.
При этом Борис Марцинкевич подчеркнул, что сама технология по созданию резервуаров для хранения СПГ ничем сверхъестественным не отличается. Проблема организации такого производства в РФ состоит даже не столько в наличии технологии, сколько в экономической целесообразности. У нас нет прокатных станов по 5,5 метров под нержавейку.
«Допустим металлокомбинат наладит производство таких емкостей, но кому их продавать? Довольствоваться одним заказом раз в два года? Остается надеяться на производственные линейки „Росатома», у которого организация создания композитных материалов весьма гибкая.
Уход Linde создал проблемы в ряде проектов, но в целом, почти все их решить удалось. В случае с Амурским газоперерабатывающим заводом „Газпром» сначала сдвигал графики работ вправо, но теперь вроде как все же успевают по времени по изначальному плану. Не исключено, что помогли китайские коллеги», — поделился мнением эксперт.
В Усть-Луге последствия ухода Linde тоже удалось нивелировать. Даже в случае с «Арктик СПГ 2» ситуация разрешается, ведь в Мурманск сейчас направляется последний блок 3-й линии по производству СПГ. Там проблема с наличием СПГ-танкеров, ведь сжиженный газ производят — он есть, только отгружать некуда.
По словам Бориса Марцинкевича, в случае с нефтепереработкой главные проблемы в отрасли — это нефтяное машиностроение и налоговая система. За 30 лет в РФ не был построен ни один крупный НПЗ, ориентированный исключительно на внутренний рынок. Да, была модернизация и расширение мощностей, но это все же не то. Налоговая система работает так, что нередко дешевле продавать сырье за рубеж, чем организовывать товары с добавленной стоимостью в этой отрасли.
«Есть повод обратиться к опыту Ирана, который под санкциями явно дольше и смог в таких условиях наладить самостоятельное производство топлива Е-4. А если еще и убрать фанатичные принципы авторских прав, то и модернизировать, ремонтировать НПЗ в стране станет намного проще», — объяснил эксперт.
Касательно нефтедобычи самое тяжелое в области импортозамещения уже сделано. Для извлечения углеводородов используется не 80%, как раньше, а только 40% иностранных технологий и оборудования.
«Компании в РФ могут уже полностью самостоятельно работать с ТРИЗами и с гидроразрывом пласта. Но работать еще есть над чем. Нужно развивать свое ПО, 3D-сейсмику. Но в целом, эти задачи для компаний в РФ вполне решаемы в ближайшие годы», — резюмировал эксперт.
Импортозамещение в ТЭКе — хорошо, но мало. «OilCapital.ru». 4 апреля 2024
0
Поделиться.