В современных реалиях, когда традиционные логистические направления претерпевают кардинальные изменения, как никогда актуален запуск новых высокотехнологичных транспортных мощностей. Одним из таких проектов станет строящийся АО «Национальная транспортная компания» (НТК) терминал по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге. Планируемый к вводу в эксплуатацию в 2025 году, этот терминал станет частью стратегии укрепления позиций российских производителей удобрений на мировом рынке и поможет наладить бесперебойный экспорт российских удобрений. Терминал в Усть-Луге может стать одним из наиболее гибких в оказании услуг по перевалке минеральных удобрений, в основном за счет большой вариативности в организации погрузочно-разгрузочных работ и высокой производительности оборудования.
Редакция Fertilizer Daily побывала на строящемся терминале, чтобы своими глазами взглянуть на столь важный для российской экономики объект и обсудить перспективы развития терминала, как для региона, так и для отечественных производителей удобрений.
Проектная мощность
Терминал НТК позиционируется как лидер на российском рынке по перевалке минеральных удобрений с проектной мощностью 7-8 млн. тонн в год. В планах компании увеличение грузооборота до 13-14 млн. тонн в год, что демонстрирует стремление к расширению и увеличению производственных возможностей.
Инновационные технологии
Современное управление технологическим процессом на терминале является автоматизированным с минимальным использованием ручного труда. Технологией перегрузочных работ предусмотрены 48 различных вариантов работы по схеме «вагон-склад», «вагон-судно», «склад-судно», «склад-склад». Одновременно в работе может быть использовано пять технологических линий, производительность каждой технологической линии составляет 2400 тонн/час.
Железнодорожный грузовой фронт позволит обрабатывать порядка 350 вагонов в сутки. Разгрузка вагонов осуществляется в специализированной станции разгрузки вагонов (СРВ) на две технологические линии, что в свою очередь позволит соблюсти сегрегацию грузов (сохраняя качество груза) и сократить количество зачисток при смене груза (сокращая время технологических простоев). По окончанию выгрузки порожние вагоны в автоматическом режиме с использованием бокового позиционера переставляются в здание трансбордера на самоходную платформу, которая перемещает вагоны на пути подготовки порожних вагонов к отправке.
Складская логистика и сохранность грузов
Терминал оборудован двумя типами складов: «Хребтовыми» и «Купольными». Суммарная ёмкость складов превышает 500 тыс. тонн, что позволяет организовать сегрегированное хранение 14 видов минеральных удобрений. А благодаря предусмотренным двум типам складов терминал позволит достичь универсальности в части перевалки грузов, склонных к слеживанию, без потери производительности.
В «Хребтовых» складах для разборки штабеля предусмотрен передвижной скребковый заборщик, он же кратцер-кран. С помощью него терминал сможет без проблем организовать погрузочно-разгрузочные работы со сложными грузами, склонными к слеживанию, при этом обеспечить производительность в 2400 тонн/час, в сравнении со стандартной по рынку производительностью в 800-900 тонн/час.
Для предотвращения разрушения груза проектом предусмотрены ленточно-петлевые перегружатели, оборудованные «кливленд каскадом», который опускается к зоне загрузки склада, сокращая высоту свободного падения груза с 30 до 2-х метров.
В свою очередь, восемь купольных складов с гравитационной разгрузкой (самотёк) позволяют разместить мелкие партии грузов с хорошим «истеканием». Как показывает практика, потребность в отгрузках небольших партий подобных грузов довольно высока.
Морской грузовой фронт
Терминал позволяет одновременно обрабатывать три балкера за один «судозаход». Это означает, что объем отгружаемой продукции может составить более 200 тыс. тонн. Кроме того, технологии позволяют организовать погрузку одного судна двумя судопогрузочными машинами (СПМ) одновременно, при этом суммарная производительность погрузки составит 4800 тонн/час.
В настоящий момент на терминале проводятся дноуглубительные работы у причалов №1, №2 и №3 в акватории Финского залива Лужской Губы. По завершению работ отметка дна акватории будет равна минус 16,0 метров, что позволит поставить под обработку крупнотоннажные суда. Максимальное расчетное судно «babycape» — балкер CH-114, дедвейт 114 000 тонн, длина 255 м, ширина 43 м, осадка 14,5 м.
Уникальная транспортно-конвейерная система
Ключевые погрузочно-разгрузочные объекты терминала между собой объединяет транспортно-конвейерная система (ТКС), за счёт которой появляется возможность эффективного использования мощностей ЖДФ/МГФ и склада, а также распределения потоков грузов, исключая смешивание. Но, имея более 14 марок груза, необходимо выполнять операции по зачистке технологических линий при смене марки груза.
Выполнять зачистку необходимо оперативно — проектными решениями предусмотрены виброотбойные устройства на всех бункерах и течках, скребковые устройства клавишного/плужкового типа, щетки с электроприводом для очистки ленты, сжатый воздух для обдувки оборудования, задействованного в перевалке, а также система вакуумных трубопроводов.
Экологические инициативы и социальная значимость
В ходе реализации проекта инженеры думали не только о грузообороте, но и о соблюдении экологических норм и правил. Для этого на терминале используется транспортно-конвейерная система закрытого типа, а на каждом пересыпном узле и технологическом оборудовании предусмотрены аспирационные установки. С конца 2023 года компания также инвестирует в благоустройство и создание комфортной среды для жителей Кингисеппского района (обеспечение трудовой занятости подростков, содействие в социально-трудовой реабилитации молодых людей с ментальными нарушениями, организация эколого-просветительского фестиваля и других мероприятий).
В настоящий момент идет активный подбор персонала. За год планируется набрать более 500 сотрудников. При этом штатное расписание предусматривает более 50 специальностей и профессий разных направлений. Основные находятся в производственной и технической дирекциях. Это инженеры-технологи, стивидоры, докеры-механизаторы, операторы центрального пульта управления, тальманы, механики, слесари-ремонтники, электромеханики, электромонтеры, инженеры АСУ, слесари КИПиА.
Компания компенсирует затраты на аренду жилья иногородним работникам. Также при трудоустройстве оплачивается переезд работника и членов его семьи. На сегодняшний день более 50 сотрудников из других регионов страны уже трудятся на терминале НТК в Усть-Луге. Из них 27 человек — сотрудники, принятые под будущую эксплуатацию, остальные — строители.
На сегодняшний день подписан договор с застройщиком на приобретение более сотни квартир в строящемся доме, в которых будет сделан современный ремонт, закуплена необходимая мебель и бытовая техника. Первоначально квартиры будут предоставляться как служебное жилье, оставляя сотрудникам только коммунальные платежи. На будущее же компания разрабатывает жилищную программу, предусматривающую возможность выкупа квартир сотрудниками в собственность на привлекательных условиях.
Хочется верить, что терминал НТК в Усть-Луге станет не просто точкой перевалки удобрений, но и значимым звеном в устойчивом развитии региональной и национальной экономики, воплощая в себе управленческую эффективность и экологическую ответственность.
Взгляд в будущее: новый терминал «НТК» по перевалке удобрений в Усть-Луге. «Fertilizer Daily». 9 апреля 2024
0
Поделиться.