CBAM пока не обеспечивает полной защиты европейской промышленности

0

Как сообщает агентство Platts, европейский механизм углеродной корректировки на границе (CBAM), несмотря на сложные формулы и сырой характер нынешних методик расчёта, остаётся важным инструментом климатической политики ЕС. Его принцип справедливости чем ниже выбросы CO у экспортёра, тем меньше налог понятен, однако регуляторам следует предотвратить размывание эффективности CBAM из-за других углеродных систем с менее амбициозными климатическими целями. Кроме того, механизм необходимо быстрее распространять на продукцию с высокой переработкой, чтобы защитить конечных потребителей. Об этом заявил основатель и CEO швейцарской компании ClimEase Николя Эндресс, специализирующейся на программных решениях для соблюдения CBAM.
По словам Эндресса, CBAM остаётся проектом в разработке: просочившиеся в сеть промежуточные справочные значения по странам имеют существенные ошибки и не являются финальными. В частности, завышены показатели по Китаю и Индонезии. Однако гораздо больше его беспокоит вопрос вычета углеродных налогов, уплаченных экспортёрами у себя на родине. Европейская комиссия сейчас изучает, какие национальные системы могут быть засчитаны в счёт CBAM.
К началу 2024 года в мире действовало уже 36 инструментов углеродного ценообразования, охватывающих около 18% глобальных выбросов. Если ЕС позволит вычитать зарубежные налоги, эти режимы должны иметь сравнимые климатические амбиции фактически соответствовать цели удержать потепление в пределах двух градусов, подчеркнул Эндресс.
Новая стоимость для рынка
По оценке эксперта, для рынка стали CBAM фактически становится дополнительным расходом. В зависимости от уровня выбросов, налог может составлять от 40 до 7090 евро за тонну стали при текущей цене квот ЕС.
При этом путь производства доменный или электросталеплавильный не меняет фундаментальную логику: налог взимается с разницы между фактическими выбросами и эталонным значением. По словам Эндресса, повышение стоимости продукции для конечных отраслей машиностроения, автомобилестроения может быть умеренным: 2%5%, тогда как в сегменте сырья оно более заметно.
Трейдеры оказываются в самой уязвимой позиции: ошибка в расчётах по большому контракту может стоить дорого. Некоторые уже начали покупать квоты ЕС (EU ETS), ожидая их подорожания, а также стали требовать от поставщиков контрактного подтверждения выбросов и эталонов, чтобы избежать рисков.
Роль верификации растёт
Снизить налоговую нагрузку можно только за счёт точного расчёта выбросов по принципу от сырья до выхода с завода. Это сложный процесс, но его автоматизацию уже предлагают специализированные программы. Экспортёры после верификации получают индивидуальные эталоны, которые затем суммируются с эталонами их сырьевых предшественников чугуна, лома, DRI и др.
Если поставщик не раскрывает данные или не имеет подтверждённых выбросов, применяются европейские продуктовые эталоны, основанные на самых экологичных технологиях. Именно разница между этими значениями и реальными выбросами и станет базой для налогообложения.
По мнению Эндресса, CBAM не задаёт приоритетов между разными технологическими маршрутами и вряд ли приведёт к серьёзной консолидации трейдеров. Тем не менее он прогнозирует, что Китай может усилить экспорт готовой продукции, а не промежуточных материалов, чтобы компенсировать влияние CBAM.
Сталь лишь малая часть большой проблемы: всё больше готовых товаров от автомобилей до бытовой техники поступает в Европу и давит на местную промышленность, подытожил эксперт.

Подробнее

Поделиться.