Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему: «Импортозамещение нефтегазового оборудования, как основа экономической и энергетической безопасности». Вели дискуссию председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный и первый заместитель председателя Комитета по энергетике Василий Тарасюк. В обсуждении участвовали депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов власти, вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, отраслевых научных институтов и экспертного сообщества.
Во вступительном слове Василий Тарасюк напомнил, что «в любой стране экономика – это политика». По его словам, на сегодняшний день в нашей стране импортное нефтегазовое оборудование достигает 60%, хотя пятьдесят лет назад «наш нефтегазовый комплекс был ведущим в мире, задавал тон всей нефтегазовой отрасли».
На круглом столе отмечалось, что ТЭК становится важнейшей сферой инновационного развития России в связи с переходом к добыче трудноизвлекаемых углеводородов на больших глубинах, на шельфе морей и Ледовитого океана, при эксплуатации бедных нефтяных месторождений, транспортировке газа и нефти на большие расстояния по трубопроводам, производству сжиженного природного газа. В связи с этим проблемы импорта оборудования для нефтегазового комплекса стоят очень остро, особенно в условиях, объявленных в 2014 году санкций, среди объектов которых со стороны США и ЕС оказались оборудование и технологии, применяемые для добычи нефти и газа.
Под санкциями – высокотехнологичные процессы, важные для разработки трудноизвлекаемых ресурсов, импорт бурового оборудования, электрических насосов, морских платформ для добычи на шельфе, материалов, используемых для добычи нефти. Под запрет подпадает импортная электроника, используемая для комплектования морских нефтедобывающих платформ.
По предоставленным Минэнерго России данным, доля российских и локализованных технологий при добыче традиционной нефти достигает 80%, трудноизвлекаемых запасов от 40 до 60%; при реализации шельфовых проектов – менее 20%.
По оценкам Минпромторга России, зависимость российских нефтяников от зарубежного оборудования, в среднем составляет 50-60%, а с учётом скрытого импорта, например, по поставкам программного обеспечения (ПО) превышает 90%, то же и в секторе нефтегазовой переработки.
Заведующая кафедрой РГУ нефти и газа, вице-президент по стратегическому развитию ГК «РусГазИнжиниринг» Наталья Андреева подтвердила, что только объём рынка системы автоматизации в отрасли составляет порядка 2 млрд рублей, где 78% – импортное ПО, 22% – российское, исключительно связанное с секретностью.
Н.Андреева предположила, что в любой момент любой разработчик ПО из США может приостановить обновление своих программ. При этом, по её словам, «любой апгрейд может быть последним», так как программное оборудование поставляется в закрытом виде.
Разработанную РусГазИнжиниринг систему трехмерного проектирования Н.Андреева предложила ввести в качестве эталонной государственной. По её убеждению, «российские информационные системы имеют право на жизнь», но пока нет чёткого запроса на отечественные разработки.
Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный поднял вопросы соотношения цены и качества отечественного оборудования и его конкурентоспособности на мировых рынках.
Директор департамента нефтегазового комплекса компании «Неолант» Денис Мариненков рассказал о решении проблем с замещением импортной продукции в сфере информационных технологий для ТЭК, выразил уверенность, что информация о применяемом оборудовании нужна на всех этапах строительства и даже задолго до строительства, на этапе предпроектных технических заданий. Для продвижения отечественного оборудования не хватает электронных каталогов, считает он, мешает и закрытость отечественных поставщиков.
Профессор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М Губкина Николай Еремин, говоря опрограмме импортозамещения в ТЭК, настаивал на цифровизации и интеллектуализации нефтегазовой отрасли, а также на создании цифровой промышленности для безлюдного освоения мирового океана. Это, по мнению учёного, первоочередная задача, но «одновременно нужно имеющиеся мощности заставить работать эффективно.
Заместитель генерального директора – главный инженер компании «ПрогрессНефтеСервис» Виталий Чернов, говоря о применении инновационных разработок в нефтегазодобыче для повышения нефтеотдачи пластов и импортозамещении в нефтяной промышленности, предложил «создать федеральный каталог производителей и дать рекомендации нефтяникам».
В свою очередь, вице-президент Общественной организации «Российское геологическое общество» Левон Оганесян предложил «не латать дыры», адобиться полной импортонезависимости. Для этого нужно определить критерии формирования приоритетов импортозамещения контура геологоразведочных работ на углеводородное сырьё и «отранжировать» имеющиеся проблемы. Нужно не догонять, а создавать новое, опережая зарубежных конкурентов на десятилетия, уверен эксперт.
Участники дискуссии отмечали, что поставленная руководством страны задача развития отечественной промышленности и импортозамещения в энергетике является приоритетной для обеспечения устойчивого функционирования ТЭК в будущем, вне зависимости от геополитических обстоятельств. Только согласованные действия могут привести к решению вопросов импортозамещения и к реализации эффективной промышленной политики в столь значимом секторе российской экономики.
Для улучшения взаимодействия заказчиков с поставщиками предлагалось пересмотреть российскую систему проведения тендерных закупок оборудования через аукционы с минимальной ценой. Выступавшие на «круглом столе» эксперты заявляли о недопустимости снижения цены на тендерах до себестоимости продукции, так как производитель оборудования обязан вкладывать средства в развитие, техническое перевооружение и разработку новой высококачественной продукции. При проведении тендеров должна быть конкуренция не только цен, но и качества продукции и применяемых технологий, только такая конкуренция даст серьёзный импульс развитию российского нефтегазового сервиса и машиностроения, уверены эксперты.
Кроме того, нефтяникам и поставщикам предлагалось заключать долгосрочные контракты, так как переход на средне- и долгосрочные договоры нефтяников и поставщиков создаст прочную основу для технической модернизации машиностроения.
Выступавшие подчеркивали необходимость повышения роли стратегических и программных документов, прежде всего энергетической стратегии России и генеральных схем развития нефтяной и газовой промышленности. По их мнению, мало определить потребности в оборудовании – требуется выстроить технологические цепочки с чётким пониманием, кто будет производить тот или иной вид оборудования или материалов, в каком объёме и в какой период. Тогда у нефтегазового машиностроения появятся предпосылки к средне- и долгосрочному планированию, возможности для модернизации предприятий, проведению целенаправленных НИОКР.
Также импортозамещению может способствовать установление норм локализации, инвестиции в поставку оборудования, создание стимулирующих условий для развития инновационной деятельности, а главное – активное взаимодействие всех заинтересованных сторон, включая компании нефтегазового комплекса, поставщиков оборудования, федеральные и региональные органы власти. При этом государственное регулирование должно включать помимо стимулов и ограничительные меры, направленные на рост производственного и инновационного потенциала отечественных поставщиков и подрядчиков, увеличение степени технологической независимости российского нефтегазового комплекса.
Комитет по энергетике по итогам обсуждения аккумулирует поступавшие в адрес Минэнерго, Минэкономразвития, Минфина, Минприроды, Минобрнауки, Федерального агентства по недропользованию, недропользователей, сервисных предприятий, производителей оборудования и законодателей предложения: рекомендации заинтересованным министерствам, ведомствам и Федеральному Собранию будут размещены на странице Комитета в сети Интернет.