Их средство (особая молекула) не дает получать удовольствие от наркотиков. И уже к 2023 году молекула может стать основой первого отечественного лекарства от наркозависимости, передает «Известия». По словам ученых, молекула является безопасным аналогом морфина. При попадании в кровь в ответ на нее начинают вырабатываться антитела, не давая наркотическим веществам проникать в мозг. Результат — отсутствие удовольствия и уничтожение психологической зависимости. Ученые надеются, что это сделает прием наркотиков бессмысленным. Препарат на базе молекулы будет эффективен при борьбе с зависимостью от героина, морфина, дезоморфина. Длительность курса терапии — 1-2 года.
Комментирует руководитель команды разработчиков, заведующая лабораторией Института физиологически активных веществ РАН Марина Мягкова: «Существующие препараты излечивают всего 10-30% наркоманов и имеют много побочных эффектов. Наше лекарство подходит для противорецидивного лечения, чтобы человек после детоксикации не начал употреблять наркотики вновь. Если он не будет испытывать удовольствия, то он откажется от наркотиков. Теоретически лекарство можно использовать и для профилактики попадания в зависимость, например, среди подростков. Но этот вопрос можно обсуждать только после клинических испытаний, когда будет ясно, какими побочными эффектами обладает будущее лекарство. Доклинические испытания — на животных — начнутся в этом году. Если они пройдут успешно, можно будет перейти к клиническим — на людях. В первую очередь наши разработки предназначены для больных людей. О профилактике можно будет говорить позднее. Неизвестно, какая позиция здесь будет у Минздрава».
В свою очередь, врач-нарколог, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии СПбГУ Алексей Егоров подчеркивает: в России наркозависимость лечат иностранными препаратами. Российских средств просто нет. «В целом же на лечение соглашаются примерно 5% пациентов. В мире больше используется «замещающая терапия» — тяжелые наркотики заменяют более легким метадоном, но в нашей стране такой способ лечения запрещен. Для лечения зависимости у нас используют американский препарат налтрексон. Первый этап лечения — детоксикация, а затем применяют налтрексон, психотерапию и так далее. Налтрексон аналогичен тому препарату, который готовятся испытывать в Институте физиологически активных веществ», — отмечает эксперт.
На отсутствие российских средств указывает и главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн. Он комментирует: «Сложно говорить о перспективах лечения, патогенез наркотический зависимости пока до конца не изучен, лечение этой болезни всегда индивидуально. Вообще в России сейчас сокращается количество героиновых наркоманов благодаря профилактической деятельности. При прохождении полной программы реабилитации выздоровление наступает в 50% случаев. Нельзя сказать, какие методы наиболее эффективны, это многоэтапная работа».