Согласно статистике, так называемые «малоперспективные» типы рака имеют плохие прогнозы для пациентов. К такому раку, например, относятся опухоли в брюшной полости, образовавшие метастазы. Однако метод HIPEC меняет положение дел. Известно, что вследствие образования метастазов всего через 2-3 месяца после операции по удалению опухолевого очага болезнь возвращается.
Комментирует врач Валерий Егиев, врач-онколог-хирург медицинского холдинга «СМ-Клиника», д.м.н.: «В начале 80-х годов хирург-онколог Пол Шугабейкер предположил, что предварительный нагрев химиопрепарата может увеличить чувствительность к нему опухолевых клеток. Первые эксперименты с методом, названным гипертермохимиотерапией (HIPEC), показали, что он работает, позволяя уничтожить даже самые маленькие и невидимые глазу метастазы. Сейчас HIPEC применяется в США, Израиле, некоторых странах Европы и в России.
Исследования показывают, что HIPEC снижает риск рецидива, в 35-50% случаев увеличивая продолжительность жизни больного на 5 лет. Разница зависит от общей схемы лечения, особенностей здоровья пациента и, главное, прогноза выживаемости по тому типу рака, с которым врач имеет дело. Одно из главных преимуществ методики, помимо улучшения качества жизни пациента, в том, что она менее токсична для человека. В отличие от классической химиотерапии, где раствор попадает в организм по венам или артериям, здесь он проходит непосредственно через брюшину.
В брюшную полость вводят 6 трубок для введения и удаления раствора, каждая из которых оснащена термодатчиком, чтобы контролировать температуру. Раствор, предварительно разогретый в специальном аппарате, подают в брюшную полость так, чтобы на входе его температура была не более 43 градусов, на выходе — 41-42 градуса, а в самой брюшной полости — не менее 41 градуса. Вся процедура максимально автоматизирована и занимает 40-60 минут.
После обязательно делается «промывание» брюшной полости от препарата, раствор постепенно охлаждают и удаляют. Важно понимать, что гипертермохимиотерапия всегда проводится с удалением опухоли и всех очагов, являясь частью сложной операции, а не самостоятельной процедурой. Так что, закончив с HIPEC, врачи возвращаются к основной операции, чтобы завершить ее.
Поскольку HIPEC это технологически сложная процедура, решение о возможности ее использования принимается индивидуально. Это наиболее сложный этап, и даже опытные врачи-хирурги не гарантируют, что всегда способны удалить опухолевые конгломераты и метастазы. Впрочем, в нашей практике такие ситуации случаются крайне редко.
Поскольку это этап огромного хирургического вмешательства, здесь нужен мультидисциплинарный подход. В России мало команд, которые могут выполнять задачи такого уровня. В нашу команду, например, включены химиотерапевт, реаниматолог и даже нутрициолог. Операция сложная, длится 8-12 часов, и важно, чтобы пациент эту операцию перенес и выжил. Вторая проблема — это экономический фактор».